Русское культурно-просветительское общество (г. Могилев)

Суббота, 20.04.2024, 04:53

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2015 » Июль » 5 » Не вернулись с боевого задания…
09:29
Не вернулись с боевого задания…

30 июня в 11.00 звуки труб военного оркестра известили о начале торжественного митинга, посвященного захоронению останков экипажа советского бомбардировщика Ил-4, сбитого немецким истребителем в 1943 году в Кличевском районе и поднятого зимой 2015 года поисковиками Кличевской поисковой группы «Ольса» и Могилевского областного историко-патриотического клуба «Виккру».

72 года назад, в осенний прохладный вечер 27 октября 1943года, жители д. Межное Кличевского района стали свидетелями гибели советского самолета. Вдалеке слышался тяжелый гул летящего самолета, вскоре со стороны железнодорожной станции Воничи показался и сам самолет, двухмоторный бомбардировщик с красными звездами. Его, заходя то снизу, то, как коршун - сверху, настойчиво преследовал немецкий истребитель. Экипаж советского краснозвездного «бомбера» молчал. Из последних сил летчик удерживал машину в воздухе, но вражеский ночной истребитель, подкравшись снизу, в последний раз прошелся огненной очередью по фюзеляжу и крыльям, где располагались боезапас и топливо. Наш самолет густо задымил, языки пламени охватили один из двигателей, и машина резко начала падать на лес. С трудом, преодолевая боль, из кабины вывалился вначале летчик, а затем штурман и на парашютах вскоре приземлились в болотистый лес... А самолет, уже без управления, с погибшими на борту стрелком и бортрадистом, оставляя за собой жирный черный шлейф дыма и огня, рухнул в болотце.

Утром, сельчане, вместе с партизанами 278-го отряда В. Ананича из 2-й Кличевской бригады И. Изоха прибыли к месту взрыва. Их глазам открылась жуткая картина. Из болотца торчал только хвост самолета, на котором хорошо читались цифры «120», а вокруг на 50-70 метров среди черной болотной грязи было разбросано множество рваных кусков дюралевой обшивки фюзеляжа, поршни двигателя, мелкие приборы из кабины, а на обрыве берега одиноко лежала оторванная по локоть рука одного из членов экипажа с часами на запястье…

Вдруг сверху послышался слабый стон, все подняли головы и увидели, что среди ветвей большой ели на парашютных стропах висит один из летчиков. Раненый, он провел здесь всю ночь. Штурман, который выпрыгнул раньше, удачно приземлился и лесом самостоятельно вышел на лагерь прятавшихся в болоте от немцев жителей д. Загатье, а от них попал к партизанам 208-го отряда В. Ничипоровича.

Узнав об этой истории, ребята из могилевского поискового отряда «Виккру» уже не могли жить спокойно. Было принято однозначное решение – самолет поднять, имена погибших членов экипажа установить! Подключили структуры Могилевского облисполкома, и механизм завертелся.

Теперь поисковикам оставалось ждать, когда наступит морозная погода, чтобы по болоту можно было пройти тяжелой технике. 29 января 2015 года стоял легкий морозец. Земля по берегам озера промерзла на 30-40 см, и уже можно было смело использовать болотную технику. С утра здесь начал хозяйничать мощный экскаватор «Хундай». Поисковики клубов «Виккру», «Ольса» и волонтеры перелопатили тонны промерзшей земли. Именно благодаря их упорной и самоотверженной двухдневной работе, в промерзшей торфяной жиже были подняты и обнаружены номерные детали самолета и костные останки двух погибших летчиков. Был обнаружен номер одного из двигателей М-88Б (№889302) самолета, которые дублировались на многих других его технологических деталях. И теперь было главное, назвать имена погибших летчиков.

Российских коллеги поискового форума «Тризна» - Борис Давыдов, Илья Прокофьев и Алексей Пекарша просмотрели в ЦАМО РФ десятки материалов авиационных частей и соединений, действовавших на Минском направлении. Москвич Борис Давыдов выдал полдесятка самолетов и экипажей, не вернувшихся с боевого задания в ночь с 27 на 28 октября 1943 года из квадратов между Днепром и Минском. И среди них такую запись: «Двигатель №889302 (!) был установлен в сентябре 1943 года на самолет №11013, на нем же он был по состоянию на 1.10.1943 года, когда на двигателе меняли пружину... Второй мотор на самолете был №889286. С помощью Ильи Прокофьева из Санкт-Петербурга и Алексея Пекарша методом исключения вышли на тот единственный нужный самолет, который был обнаружен у д. Межное.

Только через 72 года, благодаря тесному сотрудничеству белорусских и российских поисковиков, их неравнодушию, удалось установить подробности воздушной трагедии в Кличевском лесу и судьбы летчиков Ил-4, гвардейского бомбардировочного авиаполка, авиации дальнего действия, которые вылетели с аэродрома Адуево (северо-восточнее г. Медынь Смоленской области – ныне Калужской) с боевым заданием бомбардировки железнодорожного узла Минск.

Погибшие. Воздушный стрелок-радист – начальник связи авиаэскадрильи гвардии старшина ХАЙЛОВ Вячеслав Иванович, 1919 года рождения, кадровый, уроженец г. Москвы. Воздушный стрелок-радист (подсадной) младший сержант МУЗАФФАРОВ Хаким Хамдамович, 1923 года рождения, уроженец г. Ташкента.

Остались в живых. Командир экипажа летчик гвардии младший лейтенант КЛИМАЧЕНКОВ Дмитрий Михайлович, 1922 года рождения, кадровый, уроженец Калининской обл. (ныне Тверской) Зубцовского р-на, с. Веригино. Выпрыгнул с парашютом из горящего самолета, попал к партизанам, возвратился в свою часть 25 января 1944 года. Продолжал геройски воевать, совершил 134 боевых вылета, награжден двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями. За годы войны трижды выпрыгивал из горящих самолетов на парашюте, последний раз – при налете на Берлин. После войны жизнь связал с армией, генерал-майор, проживал в Полтаве на Украине. Умер в сентябре 2012 года.

Штурман самолета гвардии старшина ГВОЗДОВСКИЙ Алексей Иванович, 1918 года рождения, кадровый, уроженец Воронежской обл., Воробьевского р-на, с. Мужичье. Вместе с командиром выпрыгнул 27 октября 1943 года из горящего самолета, через партизан возвратился в свой полк 15 февраля 1944 года и продолжал сражаться. 9 июля 1944 года, в составе другого экипажа вторично был сбит, не вернулся с боевого задания, теперь уже навсегда.

Могилевский поисковый отряд «Виккру» разыскал родственников погибших летчиков. И они 30 июня приехали в г.Кличев.

Участниками митинга-реквиема стали родственники погибших летчиков из Москвы и Ташкента, представители районной и областной вертикали, Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь, председатели Могилевской областной общественной организации ветеранов и Белорусского фонда мира, Славянского комитета, Белорусского общественного объединения охраны памятников, члены общественных объединений: Могилёвский областной историко-патриотический поисковый клуб «Виккру, Кличевской поисковой группы «Ольса», Русского культурно-просветительского общества, БРСМ и пионеров, представители трудовых коллективов г. Кличева.

Погибших летчиков похоронили в сквере, где находится братская могила бойцов Красной Армии и партизан, которые погибли, освобождая Кличевский район от немецко-фашистских захватчиков. На черной мраморной плите два медальона с фотографиями летчиков, чуть ниже рисунок пилотируемого полета бомбардировщика и информация о летчиках.

Отгремели залпы воинского салюта, к памятнику легли цветы и венки. Люди застыли в минуте памяти. 74 года тому назад на нашу землю пришло то горе, которое нельзя так просто забыть до сих пор.

Володько Л.А.

В статье использован материал сайта http://www.barysenka.by/, раздел Поисковая работа.

Просмотров: 675 | Добавил: meo | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0