Малыши часто не выговаривают отдельные русские звуки. Ниже приведены
стихи, которые могут быть использованы на специальных занятиях с детьми по
постановке звуков.
1)
Метла
В сонной утренней тиши
Шепчет шорох – ни души.
Кто это заранее
Сеет звуки ранние?
Шаг за шагом ожила,
Шевелит листву… метла!
С шиком,
С шумом,
Шепеляво:
– Пшик! – налево.
–Пшик! – направо.
В.Борисов
2)
***
В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
С.Маршак
3)
Небылицы
Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши
Строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.
К.Чуковский
4)
Дрова к зиме
Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили полдвора,
Будут на зиму дрова!
Г.Ладонщиков
Какие звуки помогает
отработать каждое из приведенных стихотворений? Почему вы так решили? Почему
эти звуки трудно произносить?
Ответ
1.
[ш]
2.
[з],[з’]
3.
[р],[р’]
4.
[л],[л’]
За каждую позицию по баллу (4
балла); при указании мягких вариантов дополнительно – 1
балл.
Названные звуки чаще всего встречаются
в стихах. (1балл)
При произнесении этих звуков
язык принимает сложные позы. (1 балл)
Оценка
Max – 7 баллов.
2.
Вставьте, где необходимо Ь.
Убор(…)щица Бол(…)шакова
ня(…)нчила с бубен(…)чиком ребеноч(…)ка прач(…)ки Саввич(…)ны. Отлич(…)ница
Анеч(…)ка Короч(…)кина отдирала жвач(…)ку от дощеч(…)ки и плас(…)тика, собирала разбросанные по
диван(…)чику фан(…)тики. Двоеч(…)ник Иван(…)чиков пал(…)чиком на песоч(…)ке
рисовал фантас(…)тических человеч(…)ков. Не скуч(…)но текло времеч(…)ко!
продолжение...
http://rkpo.ucoz.ru/load/arkhiv/vserossijskaja_olimpiada_shkolnikov_po_russkomu_jazyku_2011_2012/2-1-0-1
|